Закрыть ... [X]

2.5 Античная философия: эллинизм - Философия для бакалавров

Рекомендуем посмотреть ещё:




Схоластика - особая эпоха в истории философии

Основное содержание европейской философии в средние века

Характерной чертой средневековой западноевропейской философии была ее тесная связь с религиозными концепциями. Согласно его целям, философия того времени была христианской и была разработана министрами поклонения. Поэтому решающее влияние на философскую мысль в средние века оказала христианская картина мира и взгляды мыслителей о Боге. Но мышление в те дни было неоднородным, чему способствовало наличие различных религиозных тенденций и споров между ними. В общем, пути развития философской мысли определялись христианским мировоззрением.

Патриция и схоластика: два направления средневековой мысли

Согласно задачам философской мысли, средневековая философия была разделена на два больших периода, называемых «патристикой» и «схоластами».

Святоотеческое (II - VIII вв.), В хронологии, частично совпадает с древней эпохой, хотя оно полностью связано со средневековью по этому вопросу. Появление этого этапа определялось необходимостью полного ухода из древней культуры, стремление отделиться от языческих традиций и укрепить молодое христианское учение. В этот период отцы церкви использовали язык неоплатоников. Споры о природе Троицы, учение о превосходстве души над телом, вышли на передний план религиозных дискуссий. Наиболее влиятельным представителем святоотеческой эпохи считается Августин Аврелий (354-430), чьи работы стали основным источником философской мысли того времени.

Схоластика развивалась с VIII по 15 век как отрасль философии, основанная на рационализации христианской доктрины. Название текущего происходит от латинского слова schola, то есть «школы». Неявно, цель схоластики заключалась в том, чтобы привести догму в порядок, сделать ее знакомой и легкой для понимания и изучения обычными людьми, которые не знали букв. Ранний период схоластики характеризовался повышенным интересом к знаниям и большой автономией мышления при постановке философских вопросов.

Причины возникновения схоластики:

  • оказалось, что истины веры легче осмыслить с помощью разума;
  • философские аргументы избегают критики религиозных истин;
  • догматизм дает христианские истины систематической форме;
  • философское вероучение имеет доказательства.

Ранняя схоластика

Социально-культурная основа ранней схоластики стала с ними монастырями и школами. Рождение новых схоластических идей продолжалось в дебатах о месте диалектики, которое понималось как методологическое обоснование. Считалось, что ученый должен был хорошо разбираться в делах и работать с категориями семиотики и семантики, которые основаны на идеях о многозначности слов и их символическом значении.

Проблемы ранней схоластики:

  • отношения знания и веры;
  • вопрос о природе универсалий;
  • сочетая логику Аристотеля с другими формами знания;
  • примирения мистического и религиозного опыта.

Одним из самых известных мыслителей раннего периода схоластики был архиепископ Кентерберийский Ансельм (1033-1109). Его учение защищало идею о том, что истинное мышление и вера не могут быть в конфликте; истина веры может быть оправдана разумом; вера предшествует разуму. Ансельм из Кентербери выдвинул так называемое онтологическое доказательство существования Бога.

Спор о универсалиях

Одним из центральных моментов развития схоластики на ранней стадии является спор об универсалиях. Суть его сводилась к вопросу: могут ли быть универсальные определения сами по себе? Или они присущи только мышлению? Спор по этому вопросу определил предмет философской мысли на протяжении нескольких столетий и привел к широкому использованию схоластического метода.

Спор об универсалиях привел к формированию трех точек зрения, которые включают:

  • экстремальный реализм;
  • экстремальный номинализм;
  • умеренный реализм.

Экстремальный реализм утверждал, что универсалии (то есть роды и виды) существуют до вещей - как вполне реальные сущности. Крайний номинализм утверждал, что универсалии - это просто общие имена, которые существуют после вещей. Представители умеренного реализма считали, что роды и виды непосредственно находятся в самих вещах.

Высокий схоластический

Расцвет схоластики упал на XII век и сопровождался созданием университетов - высших учебных заведений. Философское исследование авторитетных учителей привело к появлению крупных эссе в области схоластики. Образ философской науки начал формироваться заимствованием произведений Аристотеля. Знакомство с работами этого мыслителя античности произошло в Европе благодаря переводам с арабского языка. Программа университетов включала изучение работ Аристотеля и обширные комментарии к ним. Традиция схоластики также включала развитие логических и естественных наук.

Размышления о поиске духовной истины создали почву для возникновения так называемой высокой схоластики, основой которой были университеты, появившиеся в Европе. В XIII-XIV веках движение философской мысли поддерживалось представителями нищенствующих орденов - францисканцев и доминиканцев.Стимулом для умственных поисков были тексты Аристотеля и его более поздних комментаторов. Противники тезисов Аристотеля считали их несовместимыми с положениями христианской веры и стремились устранить противоречия между религиозными убеждениями и знаниями.

Великим систематистом средневековья был Фома Аквинский (1225-1274), в произведениях которого учения Аристотеля, Августиниана и Неоплатонизма были объединены. Влиятельный философ пытался привести в порядок связи этих тенденций с поистине христианской философией.

Фома Аквинский предложил свой собственный ответ на вопрос о том, как связаны вера и человеческий разум. Они не могут противоречить друг другу, потому что они происходят из одного божественного источника. Теология и философия приводят к тем же выводам, хотя они различаются по своим подходам. Божье откровение приносит человечеству только те истины, которые необходимы для спасения людей. Защищая основы веры, философия развивает пространство, подходящее для самостоятельного изучения природы вещей.

Поздняя схоластическая

Эпоха поздней схоластики совпала со временем упадка философствования. Номинализм критиковал метафизические взгляды старых школ, но не предлагал новых идей. В споре о природе универсалий представители старых школ защищали умеренный реализм. Среди мыслителей этого этапа развития схоластики - Иоганн Дунс Скотт и Уильям Оккем. Последний предположил, что реальным наукам следует рассматривать не сами вещи, а термины, заменяющие их, которые являются их представителями.

Период поздней схоластики характеризовался кризисными явлениями. Среди мыслителей есть голоса, призывающие к переходу от спекулятивных метафизических рассуждений к прямому изучению природы. Особую роль здесь сыграли британские мыслители, в частности Роджер Бэкон. Некоторые идеи этого периода впоследствии были приняты и восприняты Реформацией.

Историческое значение схоластики

Главная особенность ортодоксальной схоластики - подчинение философской мысли авторитету церковных доктрин, сокращение философии до уровня «рабыни богословия». Схоластика активно перерабатывала наследие предыдущей эпохи. Способ мышления в рамках схоластики остается верным принципам теории познания древнего идеализма и в известном смысле является философством, которое принимает форму интерпретации текстов.

Развитие идей номинализма сопровождалось появлением новых идей в естественных науках. Эволюция схоластики не прекращалась, хотя ее традиции были в значительной степени утрачены. Интерес к идеям схоластики был реакцией на Реформацию и Возрождение; В XVI и XVII веках в Италии и Испании продолжали развиваться основы учебного учения. После завершения длительного периода расцвета схоластика была заменена так называемой неосчастью, возникшей в XIX веке.

Схоластика оказала серьезное влияние на всю его современную культуру. Метод расчленения общих понятий, характерных для этого типа философии, встречается в проповедях того времени, в легендах и жизни святых. Схоластические методы работы с текстами нашли применение в поэзии и в других мирских жанрах. Ориентируясь на «школьное» мышление с фиксированными правилами, схоластика сделала возможным дальнейшее развитие европейской философии.





ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ



Video: 12 (2). Предпосылки христианского философствования / ФИЛОСОФ&Я.

Школа Пифагора (I) | А.Щетников @ Эврика!
Схоластика - особая эпоха в истории философии

Конференция «Пути святости и пути учёности» – 2 день. 31 октября 2015 года
Схоластика - особая эпоха в истории философии






Похожие статьи

Совет 2: Как лечить собак от ушного клеща
Как получить депозит в Сбербанке
Как определить скорость движения
Как связаться с телеканалом
Совет 3: Как составить протокол
Как дать витамин Е детям
Красные коктейли для долголетия
Какова основная причина развода
Как избавиться от сплетен на работе

modashoes72.ru / Карта сайта / Карта сайта